абхава

  • 31Атьянта-Асат — совершенное несуществование (подобно Атьянта Абхава) …

    Словарь йоги и веданты

  • 32Вайшешика — (санскр. вишеша – ерекшелік, айырмашылық) – үнді философиясының классикалық кезеңіндегі индуистік философиялық мектеп, алты даршаналардың (І мыңжылдықтың ортасына қарай Үндіде қалыптасқан философиялық мектептердің) бірі. Мектептің бұлай аталуына… …

    Философиялық терминдердің сөздігі

  • 33ВАЙШЕШИКА — [санскр. , от особенное, отличное], инд. философская школа, одна из 6 ортодоксальных даршан. Признавая авторитет Вед, В. развивает свои доктрины на независимых основаниях. Наиболее известна своей системой категорий (падартха) и учением об атомах …

    Православная энциклопедия

  • 34«ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ» — (санскр. Vaiśeṣika sūtra) – собрание афоризмов школы вайшешика, приписываемое легендарному мудрецу по прозвищу Канада, или Канабхудж («поедающий зерна/атомы»). Филологический анализ вычленяет в «Вайшешика сутрах» разные временные пласты,… …

    Философская энциклопедия

  • 35«МИМАНСА-СУТРА-БХАШЬЯ» — (санскр. «Mīmāṃsā sūtra bhāṣya») – самый древний среди сохранившихся и наиболее авторитетный комментарий на «Миманса сутры» Джаймини, один из важнейших памятников пурва мимансы. Текст комментариев в основном сложился, по видимому, в эпоху… …

    Философская энциклопедия

  • 36ШРИДΧΑΡΑ — (санскр. Śridhara) (ок. 950–1000, Бенгалия) – индийский философ и логик. Автор четырех трактатов, самый известный из которых «Ньяякандали» («Цветок логики») является комментарием к «Падартхадхармасанграхе» («Собранию характеристик категорий»)… …

    Философская энциклопедия

  • 37УНИВЕРСАЛИИ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ — обозначались преимущественно двумя терминами: «jāti» – «род», «класс» и «sāmānya» – «общее». Ранние примеры рассмотрения универсалий в философских контекстах (а также в лингвистических) зафиксированы уже ко 2 в. до н.э.: Патанджали грамматист… …

    Философская энциклопедия